Под кредитной историей понимается информация, которая способна дать представление об успешности погашения гражданином ранее оформленных кредитов. Она часто используется банковскими организациями при оценке надежности клиента и рассмотрении возможности выдачи займа.
В чем важность кредитной истории
История кредитования может дать представление о готовности гражданина соблюдать финансовую дисциплину и выполнять взятые обязательства. Она содержит информацию о следующих видах задолженности:
- кредитная;
- ЖКХ;
- по алиментам;
- сотовым операторам;
- плата за жилье.
Банку важно иметь дело с клиентами, которые могут успешно и своевременно погашать долговые обязательства. Чем лучше качество истории кредитования, тем более высоки шансы на одобрение по кредиту, получение рассрочки и выгодных предложений.
Проверка истории онлайн
Узнать информацию о кредитной истории можно посредством использования портала госуслуг. Подобный функционал стал доступен на портале с 2019 года. На сайте необходимо определиться с организацией и отправить запрос. Для выбора доступны следующие варианты:
- ЦККИ;
- БКИ;
- Эквифакс;
- ОКБ
- НБКИ.
Обращение онлайн позволяет выполнить запрос 2 раза в год, а информация предоставляется в электронном виде. Если речь идет о получении письменного отчета, то предусмотрена периодичность 1 раз за год.
ЦККИ
Сведения центрального каталога содержат перечень БКИ, услугами которых могут воспользоваться граждане. Функционал аналогичен сайту госуслуг, то есть из каталога выбирается необходимая организация и на ее адрес отправляется запрос.
Под кодом субъекта понимается уникальное сочетание букв и цифр, которое предоставляет пользователю возможность доступа к базе портала Банка РФ. Оно выступает своеобразным аналогом кода, который часто используется для кредитных карт или авторизации на сайте. Получить необходимую информацию при использовании такого способа можно при наличии доступа в интернет.
БКИ
Бюро относится к категории коммерческих организаций, которые отвечают за сбор и хранение информации об истории кредитования клиентов. Компании осуществляют свою деятельность на основании ФЗ от 2004 года. Банковские организации заключают договор с БКИ и передают организации сведения о собственных клиентах.
БКИ можно сравнить с большим архивом, который отвечает за сохранение финансовой информации. Такие сведения позволяют формировать кредитный рейтинг гражданина. Он используется банками в следующих ситуациях:
- оценка надежности клиента;
- принятие решения по заявкам;
- определение возможности выдачи займов.
По действующим правилам АПК обязан предоставлять необходимые данные по запросу клиента минимум раз в год.
Эквифакс
Бюро считается одним из самых крупных кредитных в стране. Организация оказывает различные виды финансовых услуг банкам и различным предприятиям. В ее задачи входит:
- определение различных видов рисков;
- разработка мер по борьбе с мошенническими действиями;
- помощь в ведении предпринимательской деятельности.
Организация проводит исследовательские работы, предоставляя различны виды аналитических отчетов на основании имеющихся в базах сведений о кредитовании клиентов.
Национальное бюро
НБКИ входит в число крупнейших кредитных бюро в стране. Организация отвечает за сбор и надежное хранение информации о клиентах. В ее обязанности входит обеспечения защиты личной информации, разработка и внедрение методик для более корректного определения кредитного рейтинга. На текущий момент организация осуществляет активное сотрудничество с большим количеством российских банков и МФО.
ОКБ
Популярное бюро, работает на территории страны уже в течение нескольких лет. Организация проводит работы по управлению различного вида рисками и помогает в борьбе с мошенническими схемами. В базе находится около 371 млн. историй, 90 млн. анкет заемщиков и сведения о нескольких сотнях организаций.
Особенности бесплатной проверки
Для получения информации о кредитной истории гражданина необходимо сформировать запрос, в котором указываются ФИО, данные удостоверения личности и ИНН. На первом этапе необходимо пройти процедуру официальной регистрации на портале, заполнить личные сведения и получить доступ к кабинету. Подтверждение регистрации выполняется при помощи электронной почты, а далее пользователь проходит процедуру идентификации личности.
При выявлении ошибок необходимо оформить заявление и отправить его в БКИ. Обычно ответ поступает в течение одного месяца, а при выявлении факта предоставления банком недостоверных сведений кредитная организация может быть оштрафована. Размер санкции в такой ситуации составит 0,1% от суммы уставного капитала.
Если решить вопрос с допущенной ошибкой через БКИ не удалось, то клиент может обратиться в банк. При отсутствии должного результата гражданин вправе обратиться в суд с исковым заявлением.